Школьная службa медиации

file_copyПлан работы Школьной Службы Медиации

file_copyПоложение о Школьной Службе Медиации


Школьная служба медиации как новая форма защиты прав ребёнка

Наша школа всегда с интересом относилась к новым идеям, будь то гуманизация и гуманитаризация учебного процесса или педагогика сотрудничества. Наверное, поэтому нам стало интересно узнать о новой структуре в школе, так называемой школьной службе примирения. В связи с этим мы приняли участие в конкурсе школьных служб примирения (ШСМ). Среди 20 школ города отобрали три (нашу в том числе) для участия в трехдневном семинаре «Служба Медиации: организация и навыки работы медиатора», который проводили представители из Москвы Нодари Хананашвили и Рустем Максудов. Они познакомили нас с порядком работы медиатора в программах восстановительной медиации, опираясь на опыт работы, полученный в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Пермском крае, Новосибирской области, где подобные службы действуют уже не первый год и весьма эффективно.

Появление ШСМ в нашей школе стало неотъемлемой помощью в работе классных руководителей, социально-психологической службы в школе;

Её работа актуальна сегодня в связи с осложнившиеся ситуацией социального расслоения школьников, количеством суицидальных явлений в подростковой среде. Подростки начинают все богатство общения и способы его регулирования подменять авторитарными взаимоотношениями и действиями. Одной из основных форм разрешения конфликтов между школьниками являются «стрелки». И мы знаем, что и эти факты не редки.

ШСМ - это неавторитарные способы разрешения конфликтов.

Целью деятельности ШСМ является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.

Задачами деятельности ШСМ являются: проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

  1. Добровольность, предполагающая как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
  2. Конфиденциальность, предполагающая обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
  3. Нейтральность, запрещающая членам службы принимать сторону одного из участников конфликта. Служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Взаимоотношения между детьми происходят через самих детей. Наряду с руководителем службы медиаторами стали школьники, прошедшие специальную подготовку, их у нас 7. Служба примирения функционирует под моим наблюдением и психолога, который помогает в освоении навыков коммуникации. Наша школьная служба примирения дает возможность избегать прямых включений взрослых в жизнь детей, вместе с тем медиаторы и кураторы являются одной командой. Участие учеников нашей школы в этом процессе дает возможность улучшать взаимодействие и понимание не только в тех ситуациях, о которых стало известно взрослым, но и в той среде, куда взрослым доступа нет. Подросткам проще достичь доверия со сверстниками.

Работа в ШСП представляет прекрасный тренинг по конструктивной коммуникации, которая им пригодится в дальнейшей жизни.

Как функционирует ШСМ?

Для распространения информации о своей практике служба проводит презентации для педагогов, родителей, учащихся,  выступает на конференциях, заседаниях управляющего совета, издает информационные листки.

Информация о конфликтных ситуациях  поступает от администрации и педагогов, а также от школьников и через «почтовый ящик». Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи, в среднем 6-8 встреч в год, которые оформляются документально. Медиация – это процесс восстановления утраченных взаимоотношений между конфликтующими сторонами. На медиации участники конфликта находят уникальное решение для конкретной ситуации, которая устраивает их обоих. Обычно это воспринимается как восстановление справедливости.

При разрешении конфликтных ситуаций медиатору необходимо соблюдать следующие принципы:

  • ответственности: принятие сторонами ответственности за процесс и результат переговоров;
  • диалога: основа процесса – организация диалога и налаживание позитивных взаимоотношений
  • восстановления: результат – восстановление способности к взаимопониманию и восстановительные действия сторон по отношению друг к другу;
  • нейтральности: медиатор нейтрален по отношению ко всем участникам конфликта
  • конфиденциальности и добровольности: встречи проводятся строго конфиденциально и добровольно.
  • участие обидчика в исцелении жертвы, ответственность и активное участие обидчика в заглаживании причиненного жертве вреда.

Нельзя отождествлять человека и его поступок. Именно такое отношение медиатора поможет защитить права каждого участника конфликтной ситуации.

Медиаторы перед встречей раздают участникам конфликта памятки, которых они должны придерживаться:

  1. Не перебивать, у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
  2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
  3. Не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
  4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
  5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник – с медиатором.
  6. Встреча будет продолжаться столько времени, сколько участники сочтут нужным. По их желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время.

Как правило, на примирительной встрече обсуждаются три вопроса:

  • отношение сторон к ситуации и ее последствия для них;
  • пути решения данной ситуации;
  • как сделать, чтобы подобного больше не повторилось.

В конце встречи стороны заключают договор (устный или письменный). Составление договора – это еще одна возможность подвести итоги беседы и закрепить взаимные договоренности.

Процесс медиации нельзя считать средством перевоспитания или исправления человека, тем более, что за одну-две встречи это не возможно сделать, но воспитательный эффект обычно наблюдается.

Работа нашей службы переросла в другой городской проект «Я, ты, мы - развитие толерантности (2013 год). Таким образом, 15 человек обучались на базе городского центра «Сотрудничество на местном уроне». Специалисты проводили с ними тренинги по медиации. Члены команды стали участниками международных онлайн – конференций, большинство вопросов было направлено на совместное решение проблем в области национальных культур. В течение 3-х лет наша команда проводит тренинги, открытые классные часы для учащихся 1- 8 классов с разъяснением основных целей и задач работы ШСП, обновляется стенд на 1 этаже. Это происходит в рамках недели толерантности и психологии. В 2013-14 уч.году наши ребята провели сессию тренингов в детском доме, участвуют в благотворительных акциях. Результатом такой работы не случайно стало участие членов службы в течение 2-х лет в краевых экономических международных форумах.

Опыт нашей работы я обобщила в статье «Школьная служба примирения как новая форма защиты прав ребёнка», напечатанной в научно-методическом журнале Всероссийского уровня «Всё для классного руководителя!» (январь 2013 год).

У ШСП есть огромный потенциал для формирования новых более совершенных способов взаимоотношений не только в школе, но и в обществе в целом, именно поэтому хочется надеяться, что существование этих служб не будет пустой формальностью в жизни школы, а принесет реальные результаты, защищая права ребенка.

close